Личный кабинет заявителя


Инструкции для заявителей

Разъяснения

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации


1. О разъяснениях вопросов при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости

от 16.01.2018

При проведении проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 427 от 18 мая 2009 года (с изменениями на 13 декабря 2017 года) «О порядке о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (далее - Положение) возникли вопросы, требующие разъяснений.

 

Прошу Вас дать разъяснения по вопросам применения Положения, находящиеся в Вашей компетенции, согласно пункту «б» части 4 постановления Правительства Российской Федерации № 427 от 18 мая 2009 года.

 

I. В соответствии с пунктом 18 Положения - предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно­технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства.

Должны ли при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости (для проверки ведомостей объемов работ и др.) привлекаться и подписывать положительное (отрицательное) заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости эксперты по направлению деятельности? Каким нормативно-правовым актом регламентировано данное требование о необходимости привлечения вышеуказанных специалистов в рамках проведения проверки достоверности определения сметной стоимости?

II. Если в ходе проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства выявлены работы, фактически относящиеся к реконструкции здания - вправе ли организация по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости выдать заключение о недостоверности сметной стоимости?

III. В ГАУИО «Ирэкспертиза» поступают заявления на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости с наименованием

работ «Завершение строительства объекта капитального строительства»,

«Выборочный капитальный ремонт объекта капитального строительства»,

финансирование данных работ осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Учитывая, что Положением предусмотрена проверка достоверности сметной стоимости только строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, возможна ли проверка достоверности определения сметной стоимости указанных работ по завершению строительства объектов капитального строительства, выборочному капитальному ремонту (Градостроительным кодексом РФ, Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81- 35.2004) не определен термин выборочный капитальный ремонт)?

 

ОТВЕТ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение ГАУИО «Ирэкспертиза» от 26 января 2018 г. № 168 по вопросу проведения экспертизы проектной документации и сообщает.

В соответствии с частью 4.6. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 ГрК РФ, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

В настоящее время аттестация физических лиц осуществляется в соответствии с перечнем направлений деятельности экспертов, утвержденным приказом Минстроя России от 29 июня 2017 г. № 941/пр «Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов, по которым претенденты имеют намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (далее - Перечень).

Минстрой России не проводит аттестацию экспертов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий для проведения экспертизы сметной документации, поскольку данное направление отсутствует в Перечне.

Одновременно сообщается, что проведение аттестации на право подготовки заключений о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено.

Положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 (далее - Положение), регламентирует порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По мнению Департамента, при выявлении в ходе проведения проверки достоверности сметной стоимости работ, относящихся к реконструкции, организация, уполномоченная на проведение экспертизы, руководствуется нормами Положения и оценивает стоимость фактически предъявленных работ.

Дополнительно Департамент информирует, что согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности термин «выборочный капитальный ремонт» не предусмотрен.

 

Скан попия документа

 

 

2. О разъяснениях вопросов при проведении проверки достоверности определения сметной стоимости

от 26.01.2018

При проведении проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 427 от 18 мая 2009 года (с изменениями на 13 декабря 2017 года) «О порядке о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» (далее - Положение) возникли вопросы, требующие разъяснений.

I. В соответствии с пунктом 1(1) Положения - Проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает:

а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;...

Вопрос: Подлежит ли обязательной проверке достоверности сметная стоимость капитального ремонта, если капитальный ремонт включает работы по замене и (или) восстановлению отдельных видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) (кровли, заполнения оконных, дверных проемов, полов и т.д.)?

б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно- технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;...

Вопрос: Подлежит ли обязательной проверке достоверности сметная стоимость капитального ремонта включающего замену отдельных видов систем инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, отопление и т.д.)

II. Пункт 1(2) Положения, предусматривает, что в случае, если капитальный ремонт не включает работы, указанные в пункте 1(1) Положения, решение о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства принимается в инициативном порядке:

руководителем юридического лица, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридического лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, - в отношении объектов такого юридического лица, капитальный ремонт которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Вопрос:

1. Каким образом должно быть оформлено решение о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства - нормативный акт субъекта РФ, письмо, согласование заявления? Может ли являться письмо, подтверждающее указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках?

2. По каким видам работ при капитальном ремонте проводится проверка достоверности определения сметной стоимости в инициативном порядке? Возможно ли проведение проверки достоверности сметной стоимости в инициативном порядке в отношении работ по благоустройству общественных пространств (парки, скверы, аллеи, памятные места), ремонта элементов благоустройства, которые не являются объектами капитального строительства?

III.  Согласно пункту 3 Положения проверка сметной стоимости может осуществляться:

а) одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является обязательным, при этом проверка сметной стоимости осуществляется после утверждения положительного заключения экспертизы проектной документации',

При этом, согласно пункту 19 Положения в случае, если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы или подготовки заключения о модификации проектной документации.

Учитывая, что заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в силу объективных причин может быть утверждено по окончанию срока проведения государственной экспертизы с учетом его возможного продления на 30 календарных дней, в данном случае проведение проверки сметной стоимости в срок, указанный в пункте 19 Положения, не представляется возможным.

Вопрос: Каким образом должно быть соблюдено требование по сроку проведения проверки достоверности сметной стоимости одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?

IV. Согласно пункту «д» части 8.2 Положения, в случае, если на основании задания застройщика или технического заказчика осуществлена подготовка иных разделов проектной документации помимо сметной документации, в дополнение к документам, указанным в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта, - иные разделы проектной документации.

Пунктом 18 Положения определено, что предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно­технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной

документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства.

В случаях, если разработка проектной документации не требуется, проводится оценка соответствия, указанных в абзаце первом пункта 18 Положения, расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта.

При этом согласно пункту 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Вопрос:

1. В каких случаях разработка проектной документации при проведении капитального ремонта не требуется?

2. Вправе ли организация по проведению проверки достоверности сметной стоимости при приемке проектно-сметной документации на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости по капитальному ремонту объекта капитального строительства, руководствуясь пунктом 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запросить проектную документацию?

V. Согласно пункту 30 Положения, в случае, если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном настоящим Положением для проведения первичной проверки, с учетом следующих особенностей:

а)  в пояснительной записке к сметной документации, подписанной застройщиком (техническим заказчиком), указываются внесенные изменения;

б) в случае если после получения положительного заключения сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных

нормативов и (или) определенных Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной проверки, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

Вопрос:

1. При определении затрат, связанных с внесением изменений в проектную документацию, разделы сметных расчетов по стоимости работ «на исключение» (ранее предусмотренные затраты) определяются с учетом утвержденных сметных нормативов и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной проверки?

 

2. В положительном заключении по результатам повторной проверки приводится общая сметная стоимость работ (первоначальная с учетом изменений) или стоимость работ, возникших в связи с корректировкой проектной документации?

 

ОТВЕТ

 

Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом ГАУИО «Ирэкспертиза» от 16 января 2018 г. № 41 (зарегистрировано в Минстрое России 16 января 2018 г. за № 3850/МС) в рамках компетенции сообщает следующее.

Согласно части 2 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее - Положение).

 

Согласно пункту 24 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № З84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

При этом несущие конструкции это конструкции зданий и сооружений, которые выдерживают силовые нагрузки и обеспечивают их устойчивость и прочность, а также позволяют безопасно эксплуатировать постройку. К ним относят несущие стены, колонны, фундаменты, перекрытия и покрытия и другое.

Ограждающие конструкции ограничивают объем здания и разделяют его на отдельные функциональные помещения. Они делятся на наружные (защищают от атмосферных воздействий) и внутренние (для обеспечения звукоизоляции и деления внутреннего пространства. К ним относятся перегородки, самонесущие стены, заполнения проемов и др.

Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона № 384-Ф3 установлено, что системой инженерно-технического обеспечения является одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

К сетям инженерно-технического обеспечения относятся совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (пункт 20 статьи 2 Федерального закона № 384-ФЗ).

Согласно пункту 1 (1) Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1541) упрощена процедура проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства.

Таким образом, в случае если при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства осуществляется замена и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замена и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, либо замена и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения, то в силу подпунктов «а» и «б» пункта 1 (1) Положения сметная стоимость капитального ремонта подлежит проверке достоверности.

В случае, если капитальный ремонт не включает работы, указанные в пункте 1(1) Положения, решение о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости

капитального ремонта объектов капитального строительства в силу пункта 1(2) Положения принимается в инициативном порядке.

Вместе с тем, порядок оформления решения о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства Положением не предусмотрен.

Пунктом 19 Положения предусмотрено, что проверка сметной стоимости проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней. Однако в случае, если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы или подготовки заключения о модификации проектной документации.

Согласно части 3 статьи 48 Кодекса осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

При этом пунктом 8(2) Положения установлен перечень документов, необходимых для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства.

В силу пункта 18 Положения предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно­технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства.

С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1541 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление №1541) в случае, если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном Положением для проведения первичной проверки, с учетом следующих особенностей:

а) в пояснительной записке к сметной документации, подписанной застройщиком (техническим заказчиком), указываются внесенные изменения;

б) в случае если после получения положительного заключения сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной проверки, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

Таким образом, в настоящее время застройщик (технический заказчик) направляет проектную документацию на повторную проверку сметной стоимости независимо от того началось ли строительство объекта капитального, строительства и увеличилась или уменьшилась в результате внесения изменений в проектную документацию сметная стоимость.

Кроме того, в результате внесенных постановлением № 1541 изменений в пункт 30 Положения в целях проведения повторной проверки сметной стоимости сметная документация корректируется только в части подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Скан копия документа

 

 

3. О сметных ценах на строительные ресурсы

от 17.04.2018

Согласно статьи 8.3 главы 2.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются

в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

До настоящего времени информация о сметных ценах строительных ресурсов в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве не размещена, в связи с чем, в сметной документации, поступающей в ГАУИО «Ирэкспертиза» на проверку достоверности сметной стоимости, использовалась информация из других источников: информационный бюллетень «Индексы цен в строительстве» и сметные цены на материальные ресурсы, полученные расчетным путем на основе данных об отпускных ценах.

Кроме того, пунктом 12 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ № 427 от 18 мая 2009 года (далее - Положение), предусмотрено, что в случае, если после составления 11 или 9 раздела проектной документации сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление сметной документации для проведения проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки этой документации с учетом цен, сложившихся на дату ее представления для проведения проверки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Положения представленные для проведения проверки сметной стоимости документы не подлежат рассмотрению по существу по следующему основанию — несоответствие проектной документации составу и требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе требованию, установленному пунктом 12 Положения.

Руководствуясь пунктами 12, 16 Положения, ГАУИО «Ирэкспертиза» не может принимать на проверку достоверности определения сметной стоимости сметную документацию, составленную с использованием сметных цен из источников информации о ценах, не соответствующих требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, сметная документация, составленная ранее с использованием ресурсного метода, подлежит корректировке с изменением метода расчета на базисно-индексный, что приведет к погрешностям при

определении сметной стоимости, особенно сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, прошу Вас изложить мнение министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по данному вопросу.

ОТВЕТ

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - министерство), рассмотрев письмо государственного автономного учреждения Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» о сметных нормативах, применяемых в сметной документации, представляемой на экспертизу, сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с пунктами 31 и 33 статьи I Градостроительного кодекса РФ сметные нормативы - сметные нормы (совокупность количественных показателей материалов изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов - строительных ресурсов, установленных на принятую

единицу измерения, иных затрат) и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

В соответствии с частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 32 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ сметные цены строительных ресурсов - сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

В соответствии с частями 5 и 9 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

В соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 18 Положения предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в том числе в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с пунктом 12 Положения представление сметной документации для проведения проверки сметной стоимости осуществляется с учетом цен, сложившихся на дату ее представления для проведения проверки.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 года № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон

№ 191-ФЗ) сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:

1)               включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;

2)            введение в действие указанных сметных нормативов;

3)            размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 191-ФЗ).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в 2019 году.

На основании изложенного, министерство полагает, что до размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов применяются сметные нормативы, расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования, включенные в федеральный реестр сметных нормативов.

Скан копия документа

 

О повторном проведении экспертизы

от 25.07.2018

В ГАУИО «Ирэкспертиза» поступают заявления на проведение повторной проверки достоверности сметной стоимости, в связи с отсутствием в ранее выданных положительных заключениях (в 2014-2015 гг.) раздела 2.6 «Сведения о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, либо о превышении цены строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство».

Согласно пункту 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 427 от 18 мая 2009 года, повторная проверка предусмотрена в случае, если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения.

Вопрос 1: Есть ли основание для проведения повторной проверки, в случае наличия положительного заключения по проверке достоверности определения сметной стоимости не содержащего раздел 2.6 «Сведения о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, либо о превышении цены строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство»?

Вопрос 2: Есть ли основание для проведения повторной проверки, в случае наличия положительного заключения по проверке достоверности определения, при изменении метода расчета сметной стоимости строительства с ресурсного метода с использованием государственных элементных сметных норм и метода с использованием стоимостных показателей по объектам-аналогам на основании проектной документации, на базисно-индексный метод с использованием федеральных единичных расценок на основании рабочей документации, при этом изменения в проектные решения не вносились?

ОТВЕТ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение ГАУИО «Ирэкспертиза» от 25 июля 2018 г. № 1928 по вопросу проведения повторной проверки сметной стоимости и сообщает.

Форма заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства утверждена приказом Минстроя России от 29 марта 2017 г. № 655/пр.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В тоже время, при необходимости представления сведений о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС), в частности при признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного применения, Департамент считает возможным представлять в Минстрой России документ, подтверждающий непревышение сметной стоимости строительства объектов капитального строительства над НЦС, выданный органом исполнительной власти или организацией, проводившей проверку достоверности определения сметной

стоимости строительства, при условии, что заключение было выдано до вступления в силу указанного приказа.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Понятие «рабочая документация» Кодексом не предусмотрено.

В пункте 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение) указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Рабочая документация должна соответствовать проектной документации. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.

Пунктом 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, предусмотрено, что проверка сметной стоимости производится повторно в случае, если в результате внесения изменений в проектно-сметную документацию сметная стоимость объекта капитального строительства увеличилась. Таким образом, по мнению Департамента, внесение изменений в сводный сметный расчет стоимости строительства при снижении твердой цены контракта или сохранение ее в размере объявленной начальной (максимальной) цены, установленной на основании положительного заключения по проверке достоверности сметной стоимости строительства, не является основанием для проведения повторной проверки.

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Скан копия документа

 

Ценовой аудит фельдшерско-акушерского пункта

от 07.08.2018

Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 12 мая 2017 года № 563) (далее - Положение), установлены требования к составу и содержанию обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Согласно пункту 20 раздела II Требований к содержанию обоснования инвестиций - раздел, касающийся обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства, состоит из текстовой части и содержит:

а)  обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;

б)  обоснование выбора подлежащих применению для расчета предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства укрупненных нормативов цены строительства для объектов капитального

строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;

в) укрупненные расчеты стоимости отдельных видов затрат, не учтенных в ресурсно-технологической модели (использованной для расчета укрупненных нормативов цены строительства), а также затрат на реализацию решений (мероприятий), измененных по сравнению с указанной ресурсно-технологической моделью.

Вопрос 1: Правомерно ли применение для определения предполагаемой (предельной) стоимости строительства фельдшерско-акушерского пункта на 12 посещений в смену таблицы НЦС 81-02-04-2017 для строительства фельдшерско- акушерского пункта на 15 посещений в смену?

Вопрос 2: Учитывая, что согласно п. 20 раздела II Требований к содержанию обоснования инвестиций обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям ерритории, на которой планируется осуществлять строительство (т.е. критериями для выбора таблицы НЦС являются только назначение, мощность и условия территории, на которой планируется осуществлять строительство), возможно ли применение НЦС при наличии различий в конструктивных решениях представленного на проверку объекта с данными объекта-представителя, характеристики которого приведены в НЦС 81-02-04-2017 отдел 2?

Вопрос 3: Согласно пункту 10 НЦС 81-02-04-2017 в случае, если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения укрупненного норматива цены строительства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением компенсирующих коэффициентов, включенных в настоящий сборник, а также для объектов капитального строительства в городах с численностью населения более 500 тысяч человек допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

При отсутствии документально подтвержденных сведений о проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных с подобными конструктивными решениям, неясно о каком расчетном методе идет речь (при отсутствии на данном этапе проектной документации)?

 

ОТВЕТ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение заместителя директора по технической экспертизе результатов инженерных изысканий и проектной документации ГАУИО «Ирэкспертиза» В.К. Ананьева от 7 августа 2018 г. № 2027 и сообщает следующее.

Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), в том числе с Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Минрегиона России от 04.10.2011 № 481 (далее - Методика).

Расчет стоимости строительства фельдшерско-акушерских пунктов с использованием НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборника НЦС 81 -02-04-2017 «Объекты здравоохранения» (в редакции приказа Минстроя России от 20.10.2017 № 1446/пр) (далее - Сборник). Положениями действующей Методики метод экстраполяции для объектов, имеющих мощность меньше минимального или больше максимального показателей, приведенных в таблицах НЦС, не предусмотрен.

Перечень работ и затрат, включенных в показатели НЦС, приведен в технической части и отделе 2 Сборника.

Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, в соответствии с Методикой и пунктом 10

технической части Сборника рекомендуется определять на основании документов, включенных в ФРСН.

В случае отсутствия утвержденных НЦС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства рекомендуется производить на основе сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, подтвержденных органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.
 

Вопрос по устройству навесных вентилируемых фасадов

от 28.08.2019

ОТВЕТ

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Департамент) сообщает, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Пунктом 14.2 статьи 1 Кодекса предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несугцих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Если работы по утеплению фасада здания с выполнением навесной фасадной системы, приводят к увеличению наружных ограждающих конструкций, и соответственно — к изменению строительного объема здания, то указанные работы могут быть отнесены к реконструкции объекта капитального строительства.
Скан копия документа